г. Каменск-Шахтинского

Медицинская реабилитация детей с Аутизмом в Ростовской Области

image_pdfimage_print

Аутизм, как патология психологического развития, характеризуется особым состоянием психики которому характерно нарушение коммуникативного поведения, слабость побуждения и низкая речевая активность, утрата интереса в реальной микро- и макросреде, неспособности психических и психологических функций, недоразвитие (скудность) эмоционально-волевых сфер, отсутствие стремления и потери контакта с действительностью, личные переживания, стереотипная игра в одиночество недостаточная активность внимания, незрелость тонкой моторики и другое
Проблема расстройств аутистического спектра является ключевой в современной психиатрии многоплановой, значимой с медицинской и социальной точек зрения,-в ряде аспектов нерешенной нуждается в разработке мультидисциплинарных клинико-биологических исследований, в поиске новых абилитационных подходов, профилактической стратегии в оказании помощи детям с нарушениями психического развития.
Актуальность проблемы в мире настолько возросла, что в 2001 г. – в Год психического здоровья она была объявлена ВОЗ одной из ведущих .» психиатрии. В 2008 году Генеральной Ассамблеей ООН день 2 апреля провозглашен Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма. В 2012 г проблема РАС и других расстройств развития включение повестку дня 67 сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Значимость вопроса определяется хроническим течением РАС и резистентностью к терапии. Только четверть пациентов с РАС могут жить самостоятельно. 10 июня 2008г. участники «крутого» стола в Государственной думе Федерального собрания РФ рекомендовали Правительств разработать и утвердить целевую федеральную программу помощи больным РАС: «Дети с ограниченными возможностями здоровья (аутизм)». РАС не знают географических, экономических и культуральных границ, включают нозологически разные заболевания. За последние 20 лет научный интерес к ним в мире переместился из узкой проблемы детской психиатрии в одну из центральных областей клинико-биологических исследований (Н.В.Симашкова, Москва, 2013).
По данным разных авторов детский аутизм встречается от 2-4 до 6-10 случаев на 10000 населения У 2/3 детей с ранним детским аутизмом диагностируется умственная отсталость. В тоже время 1 из 10 детей с умственной отсталостью страдает аутизмом. При случаях объединения аутизма с умственной отсталостью эта цифра может возрасти до 20 случаев на 10000 населения. Следует отметить, что риск развития аутизма у мальчиков четыре раза выше, чем у девочек.
В последнее время отмечается рост числа заболеваний нервно-психической сферы. По данным за 2016 год в Ростовской области из общего количества детей-инвалидов – 12900 человек – выделено детей (27%) с заболеваниями ЦНС и 3204 ребенка (25%) с психическими расстройствами и нарушениями поведения. Согласно анализу статистических данных по отделению медицинской реабилитации ГБУ РО «ОДКБ» за 2016 год, 96% имеют задержку психоречевого развития и умственную отсталость различной степени, нарушения поведения, что подтверждено заключениями психиатра и психолога в историях болезни.
Вокруг «чистого» клинического синдрома раннего детского аутизма группируются множественные случаи сходных нарушений в развитии коммуникативной и социальной адаптации. С целью оптимизации оказания медицинской помощи детям в реабилитационных отделениях медицинских учреждений РО приводим перечень методик, применяемых у детей с аутизмом и аутистическими формами поведения на базе отделения медицинской реабилитации ГБУ РО «ОКДБ» по адресу г. Ростов – на – Дону, ул. Мурлычева 13/9:
Медикаментозная коррекция: – с целью улучшения поведенческих реакций, когнитивных и речевых функции в отделении используются: корректоры поведения, седативная ноотропная, сосудистая, витамино- терапия по назначениям врачей невролога и психиатра
Логопедическая коррекция:
Основной принцип обучения — систематическое проведение коррекционных мероприятий. В работе логопеды используют методики: ABA – прикладной анализ поведения (applied behavior analysis), FLOOR TIME (“игровое время”) – методика Гринспана.
Начальный этап работы заключается в адаптации ребенка к новым условиям, привыкании к месту занятий. Необходимо обозначить в помещении зоны, в которых будет действовать ребенок. Это поможет быстро выработать необходимые стереотипы, помогающие малышу уловить пространственный и временной ритм логопедической работы. В дальнейшем на занятиях отрабатываются наиважнейшие для аутичных детей реакции оживления и слежения, умение сопровождать взглядом движение собственной руки и отслеживать перемещение предметов, предлагаемых и озвучиваемых логопедом. Отрабатывается указательный жест на карточках. На этом этапе коррекции в процессе манипуляции с предметами развиваются тактильное, мышечное, кинестетическое, зрительное и слуховое восприятие, отрабатываются связи между всеми видами движения. Для укрепления комплекса «глаз—рука» и развития мелких мышц кисти проводится ряд специальных подвижных игр с пальцами рук и ног в виде поочередного сжимания разгибания, раздвигания, складывания, соединения их особым образом, касание ими частей тела Эти движения сопровождаются смешными четверостишьями, пением.
На следующем этапе проводится работа по развитию гнозиса и праксиса. необходимых в познании предметов, их формы, объема, величины, окраски с речевым сопровождением. При этом всегда используется зрительно-моторный комплекс. Предметы обводятся указательным пальцем ребенка определяются их свойства. Постепенно ребенок с помощью указанных приемов начинает опознавать и называть отдельные предметы (кубик, шар и тому подобное). После этого можно приступать к их конструированию из частей, предварительно наглядно показывая порядок действий, не сразу вводя новые образцы. Многократное воссоединение плоскостного изображения предмета из частей с речевым сопровождением постепенно приводит к осознанию его целостного изображения и словесной идентификации. Закреплению образов предметов в памяти ребенка по карточкам, а также развитию мелкой моторики способствуют занятия по аппликации, рисованию, лепке, которые со временем заменяют первичные тактильные манипуляции с природными материалами.
Затем от простых, конкретных, видимых вещей и действий осуществляется переход к абстрактным обозначениям. Долгое время одни и те же вопросы задаются многократно и без изменения содержания дословно. Используется язык эмпирических (естественных) жестов, упрощающий для ребенка понимание ситуации с опорой на карточки, затем мнемотаблицы и схемы.
Психологическая коррекция.
Психолог в своей работе использует различные методики для диагностики у ребенка нарушений аутистического спектра.
Аутизм у малышей до года
У маленьких детей до 1 года симптомы аутизма достаточно размыты и часто могут неправильно восприниматься. Для выявления нарушений у таких детей существует несколько тестов которые могут провести как психологи, так и родители. Результаты подобного тестирования не стоит самостоятельно интерпретировать, поскольку точный диагноз может поставить только квалифицированный специалист после подробной работы с ребенком. В процессе хода ЭПИ психолог предлагает родителям ребёнка ответить на ряд вопросов. Вопросы подбираются с учётом возраста тестируемого ребёнка. В первую очередь, из предварительной беседы с родителями, психолог выясняет, есть ли в поведении ребёнка отклонения, косвенно сигнализирующие о наличии, либо отсутствии отклонений аутичного компонента Вот общие вопросы для всех родителей детей, при подозрении на ранний детский аутизм: Ранние клинические проявления аутизма у детей до 1 года:
1. Отсутствие концентрации взгляда на матери, при этом ребенок может длительно задерживать взгляд на любых других объектах;
2. Ребенок не смотрит в глаза, его взгляд «пустой»;
3. У малыша нет потребности в тесном контакте с матерью;
4. У ребенка присутствуют повторяющиеся монотонные движения;
5. Ребенок поздно начинает держать головку или самостоятельно сидеть;
6. Присутствуют нарушения мышечного тонуса
Более серьезная диагностика аутизма подразумевает выявление определенных маркеров, которые могут говорить о риске развития данного заболевания.
Тест М-СНАТ детей 1-3 лет.
На сегодняшний день одним из наиболее распространенных тестов для диагностики аутизма у детей 1-3 лет является М-СНАТ. Данный тест включает 20 вопросов, на которые родитель должен ответить «да» или «нет». Чем больше будет отрицательных ответов, тем выше риск аутизма
Вопросы теста М-СНАТ:
1. Если вы укажете ребенку на какой-то объект, будет ли он на него смотреть?
2. У вас когда-либо были подозрения на то, что ваш ребенок глухой?
3. Играет ли ребенок в игры, разговаривая при этом с игрушками (игры «понарошку»)?
4. Любит ли ребенок лазить по мебели или по конструкциях на детской площадке?
5. Делает ли ребенок какие-то движения руками или пальцами перед глазами?
6. Указывает ли ребенок пальцем на тот предмет, который он хочет получить (игрушку или лакомство)?
7. Показывает ли ребенок пальцем на те предметы, которые привлекли его внимание (птица на дереве, большая машина на дороге)?
8. Ребенок контактирует со сверстниками?
9. Ребенок поднимает и приносит вам предметы, чтобы вы их увидели?
10. Реагирует ли ребенок на свое имя?
11. Ребенок улыбается вам в ответ?
12. У ребенка начинаются истерики от громких звуков и шума?
13. Ребенок умеет ходить?
14. Когда вы говорите с ребенком, его взгляд сконцентрирован на ваших глазах?
15. Ребенок пытается повторять ваши движения?
16. Если вы резко поворачиваетесь, чтобы посмотреть на что-то, обращает ли ребенок внимание на объект вашей заинтересованности?
17. Ребенок старается привлечь ваше внимание к себе?
18. Понимает ли ребенок (без использования жестов), что вы ему говорите?
19. Смотрит ли ребенок на вашу реакцию, когда случается что-то необычное?
20. Ребенку нравится качаться на качели или раскачиваться на коленях матери:

Тест CARS для детей 2-6 лет
Для диагностики аутизма у детей 2-6 лет используют шкалу CARS. Шкала состоит из 15 сфер которые подразделяются еще на 4 утверждения. Номер утверждения соответствует оценке (например если утверждение №2, значит и оценка по данной сфере будет 2). Чтобы подсчитать результат, необходимо сложить сумму всех 15 оценок.
Вопросы для проведения теста CARS:

I. Отношения с людьми.
1. Нет затруднений во взаимодействии с людьми.
2. Слегка нарушены (избегает взрослых, стеснительный).
3. Нарушены в средней степени (игнорирует взрослых, внимание ребенка тяжело привлечь).
4. Серьезные нарушения (полностью игнорирует любые контакты с людьми).
II. Имитация (может ли ребенок имитировать слова, движения, звуки)
1. Нормальная имитация.
2. Легкое нарушение.
3. Нарушение имитации в средней степени.
4. Серьезные нарушения (совсем не имитирует звуки и движения).
III. Эмоциональный ответ (эмоциональная реакция на ситуацию или событие).
1. Нормальный, соответствует ситуации.
2. Слегка нарушен, иногда не соответствует ситуации.
3. Нарушения средней степени.
4. Серьезные нарушения эмоционального ответа (полностью не соответствует ситуации).
IV. Владение телом.
1. Нормальное (ребенок активный, движения скоординированы).
2. Нарушено в легкой степени (иногда наблюдается неловкость в движениях).
3. Нарушено в средней степени (ребенок делает странные нетипичные движения, такие как необычные скручивания пальцев, наносит себе повреждения, ходит на пятках).
4. Серьезные нарушения (постоянные некоординированные и нелогические движения).
V. Использование предметов.
1. Соответствующее использование.
2. Нарушено в легкой степени (проявление повышенного интереса к конкретному предмету).
3. Нарушено в средней степени (неправильное использование, повышенное внимание к мелким деталям этого предмета).
4. Серьезные нарушения (трудно отвлечь ребенка от предмета).
VI. Адаптация к изменениям (реакция на рутинные изменения, например использование фломастеров вместо карандаша).
1. Нормальная адаптация.
2. Слегка нарушена (несмотря на изменения, ребенок все равно пытается использовать предыдущий материал).
3. Нарушена в средней степени (ребенок активно отторгает любые изменения).
4. Серьезные нарушения адаптации (тяжелый ответ на изменения в виде недовольства или истерики).
VII. Зрение.
1. Нормальный зрительный ответ.
2. Нарушен в легкой степени (ребенок предпочитает интересоваться зеркалом, нежели играть с другими детьми).
3. Нарушен в средней степени (избегание зрительного контакта).
4. Серьезные нарушения зрительного ответа (полностью избегает зрительного контакта).
VIII. Слух.
1. Нормальный.
2. Слегка нарушен.
3. Нарушен в средней степени (часто игнорирует некоторые звуки, неадекватно воспринимает определенный звук).
4. Серьезные нарушения реакции на звук.
IX. Использование органов чувств. ,»
1. Нормальное.
2. Слегка нарушено.
3. Нарушено в средней степени (ребенок чрезмерно озабочен попытками пощупать, понюхать или попробовать что-либо).
4. Серьезные нарушения (вместо использования предметов по назначению, пытается их понюхать, укусить, попробовать на вкус).
X. Степень нервозности.
1. Нормальная реакция.
2. Реакция нарушена в легкой степени (ребенок периодично проявляет повышенный страх к чему-либо).
3. Реакция нарушена в средней степени (проявляет повышенный или пониженный страх к чему-либо).
4. Серьезные нарушения (не проявляет страха в опасных ситуациях или наоборот панически боится неопасных ситуаций).
XI. Речь.
1. Нормальная.
2. Нарушена в легкой степени (выраженная задержка речевого развития).
3. Нарушена в средней степени (неосмысленное использование речи или же полное ее отсутствие).
4. Тяжелые нарушения (отсутствие нормальной речи, воспроизведение странных звуков).
XII. Жесты.
1. Нормальное использование. *
2. Легкое нарушение.
3. Нарушено в средней степени (не понимает языка жестов).
4. Тяжелые нарушения (использование странных жестов и полное непонимание жестикуляции других).
XIII. АКТИВНОСТЬ.
1. Нормальная.
2. Слегка нарушена.
3. Нарушена в средней степени (ребенок чрезмерно вялый или активный).
4. Серьезно нарушена.
XIV. Интеллект.
1. Нормальный.
2. Нарушения легкой степени (немного отстает от сверстников).
3. Нарушения средней степени (нормальное функционирование интеллекта отмечается только в одной конкретной сфере).
4. Серьезные нарушения (явное преобладание интеллектуального развития в одной сфере и отставание во всех остальных областях).
Подсчет обшей оценки:
• 15-30-здоровый ребенок;
• 30-36 – легкая форма РАС;
• 36-60 – тяжелая форма заболевания. ФТЛ
Физиотерапевтические методы направлены на улучшение кровоснабжения головного мозга.
1. Электрофорез спазмолитиков на область ШГОП С2 -Д2 по методике А.Ю. Ратнера; а также веществ седативного действия.
2. Магнитотерапия с проекцией воздействия на шейное и поясничное утолщение С5-Д2, L3 – S2.
3. Электросонтерапия.
ЛФК
Психическое развитие крепко связано с физическим, поэтому использование лечебной физкультуры при лечении аутизма очень важно и дает существенные результаты. Больной проявляет не только интерес к новым навыкам движения, но и таким образом быстрее адаптируется в коллективе. Постоянные занятия ЛФК улучшают обучаемость и исправляют недостатки в речевом, физическом развитии ребёнка. Среди огромного количества упражнений ЛФК при аутизме, выделим самые основные и действенные, которые способствуют улучшению состояния пациента.
1. Марш – относится к крупной моторике, из себя представляет простую двигательную активность. При этом ребенок повторяет движения за взрослым, например, имитация шага. Сначала лучше начать с шага на месте, постепенно включая движения рук, а потом и шага вперед.
2. Батут – прыжки на батуте лучше всего помогают больным аутизмом развить крупную моторику и убрать тревогу. Доказано, что у определенного процента больных, занимающихся на батуте, исчезает интенсивное повторяющееся поведение. Подобная активность в принципе помогает успокоиться и контролировать свое поведение.
3. Мяч – игры с мячом, хотя и очень просты, доставляют огромное удовольствие. Начните с простого перекатывания мяча, не нужно спешить сразу играть в «поймай мяч», так как к этому нужно идти постепенно. Это поможет развиться навыкам зрительного движения, наблюдения за объектами. По мере результата можно переходить и к другим упражнением, например, ударам ногой по мячу, отбиванию его от пола, ловле мяча руками.
4. Равновесие – для больных аутизмом зачастую удержание равновесие является сложным, в то время как крупная моторика требует ее развития. Хорошим упражнением, помогающим развить равновесие, является ходьба по тонкой линии.
5. Полоса препятствий – уникальные упражнения для развития моторики. Курс при этом вовсе не обязательно должен быть сложным. Можно начать всего лишь с одного препятствия. Это поможет больному развить навык упорядочивания действий, что в дальнейшем способствует достижению целей путем выполнения инструкций.
Иглорефлексотерапия
Используется классическая карпоральная иглорефлексотерапия по схеме «У-син», фармакопунктура.
Из вышеизложенного следует, что для достижения наилучшего результата в лечении пациентов с аутизмом важен комплексный подход с использованием перечисленных современных методик.

Медицинская реабилитация детей с Аутизмом в Ростовской Области
2 50%

Опросы:

Нравится ли Вам новый сайт ЦГБ?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...