г. Каменск-Шахтинского

Как восстановить движения — После перенесенного инсульта

Как восстановить движения — После перенесенного инсульта

Начинают активную гимнастику с упражнений в изометрическом режиме. Изометрическое сокращение мышцы — это сокращение без укорочений, то есть без движения в суставах. При выполнении упражнений в этом режиме часто требуется оказывать помощь больному.

Для тренировки разгибателей предплечья паретичную руку больного разгибают в локте и поднимают вертикально вверх. Фиксируя плечо больного, просят удержать руку в поднятом положении. Для этого он должен напрячь разгибатели предплечья.

Изометрическое сокращение отводящих мышц плеча осуществляют в положении больного на здоровом боку. Паретичную руку поднимают вверх и сгибают в локте под углом 90 градусов. Поддерживая предплечье, просят больного удержать руку в таком положении.

Сгибатели бедра тренируют в изометрическом режиме в положении больного на спине. Паретичную ногу сгибают в колене, слегка придерживая ее за голень. И больного просят удержать ногу в таком положении, не давая ей разогнуться в колене.

 В том же исходном положении можно тренировать отводящие мышцы бедра. Слегка отведя согнутую в колене ногу в сторону, просят больного удержать ее в зафиксированном положении.

Упражнения эти составляют начальный комплекс активной гимнастики. В первые дни занятий их следует выполнять по 2—3 раза, постепенно доводя число упражнений до 5—10 раз.

При появлении у больных самостоятельных изолированных движений приступают к их тренировке. С этой целью применяют облегченные упражнения, цель которых устранить нежелательное влияние силы тяжести. «Лучше всего их проводить с помощью различных подвесов, гамачков и блоков.

Облегченные упражнения не должны вызывать болевых ощущений. Выполняют их в медленном темпе, в доступном для больного объеме. В первую очередь проводят упражнения для мышц, тонус которых обычно не повышается. Так, например, поддерживая паретичную руку гамачком, предлагают больному совершать те активные движения, которые у него уже появились.

Это и отведение, и приведение плеча, сгибание и разгибание предплечья, разгибание кисти. Облегченное отведение и приведение бедра тренируют в положении больного на спине. А повернув больного на здоровый бок и поддерживая пораженную ногу, тренируют разгибание и сгибание голени.

Когда со временем объем активных движений возрастет, следует добавить упражнения с легким дозированным сопротивлением. Осуществляется это так; например, при активном разгибании голени надо попытаться слегка препятствовать этому движению, нажимая сверху на голень и не давая ноге разгибаться в колене. Аналогично проводят упражнения с легким сопротивлением для остальных мышечных групп.

Нужно помнить, что упражнения с сопротивлением включаются в комплекс активной гимнастики только при появлении активных изолированных движений в достаточно большом объеме.

Уже в первые дни после инсульта, при удовлетворительном общем состоянии, рекомендуется учить больного сидеть и стоять. Заранее необходимо подготовить косынку для фиксации руки, резиновую тягу для ноги, а также подобрать удобную обувь на низком широком каблуке, фиксирующую голеностопный сустав (например, штангетки, легкие мужские ботинки).

Сажать больного в постели начинают, как только позволит его самочувствие и состояние сердечно-сосудистой системы. Сроки эти могут колебаться от 3—5 дней до 2—3 недель от начала заболевания и определяются лечащим врачом.

Вначале больной находится в положении полулежа в течение 3—5 минут. С этой целью под голову и спину ему подкладывают подушку. Постепенно таким путем в течение 2—3 дней больного переводят в полувертикальное положение, но сидеть с опущенными ногами разрешают примерно только на 4—5-й день занятий. При этом под спину больного подкладывают подушку, паретичную руку фиксируют косынкой, под ноги подставляют скамейку. Время сидения в постели с опущенными ногами следует постепенно увеличивать с 10—15 минут до 1—2 часов и больше в зависимости от самочувствия больного.

Как только больной начинает сидеть в постели с опущенными ногами, в комплекс лечебной гимнастики включаются упражнения для укрепления мышц ног: с помощью качающегося валика, локтевого эспандера или резиновой «лягушки» для наполнения воздухом надувных матрацев, приспособленных для тренировки мышц голени и разработки движений в голеностопном суставе.

Важный этап — обучение стоянию и ходьбе. К нему подводят больного постепенно. Вначале выполняют подготовительные упражнения — пассивную и активную имитацию ходьбы в положении лежа.

Пассивная имитация ходьбы заключается в том, что занимающийся, обхватив руками лодыжки обеих ног больного, совершает попеременно их сгибание и разгибание в коленях, не отрывая стоп от простыни. Активная же имитация ходьбы выполняется самим больным, если у него сохранена подвижность паретичной ноги. Если ее нет, то занимающийся помогает «шагать» больному. Здоровую ногу последний разгибает и сгибает самостоятельно.

По согласованию с лечащим врачом больного затем начинают учить стоять. Первый раз ему предлагают, держась здоровой рукой за прикроватную раму или спинку кровати, привстать. Занимающийся должен помогать больному, находясь со стороны паретичных конечностей. Больного следует поддерживать за талию, одновременно зафиксировав коленный сустав паретичной ноги в разогнутом состоянии.

Стоять больной должен прямо, равномерно распределяя вес тела на больную и здоровую стороны. В самом начале обучения в положении стоя больной может находиться не более минуты. Постепенно время стояния на ногах увеличивают до 5—7 минут. После того как больной сможет уверенно, держась за спинку кровати, самостоятельно стоять на обеих ногах, переходят к обучению его попеременному переносу тяжести тела на здоровую и больную ногу.

Для этого больному предлагают расставить ноги на ширине плеч и совершать легкое покачивание из стороны в сторону. При этом можно использовать резиновую «лягушку», на которую больной давит паретичной ногой: если нагрузка на больную ногу достаточно велика, то появится характерный звук выходящего воздуха. При выполнении этого упражнения больного необходимо поддерживать.

Когда больной усвоит это упражнение, необходимо учить стоять его на одной ноге, вначале на здоровой. В этом случае паретичная нога находится в согнутом положении (с помощью занимающегося). Когда учат стоять на больной ноге, то вначале занимающийся должен фиксировать коленный сустав паретичной ноги в разогнутом состоянии под прямым углом. Лучше, если при этом будет присутствовать еще один человек, поддерживающий больного.

При проведении данного упражнения необходимо, чтобы больной имел надежную опору: высокую спинку кровати, прикроватную раму, скобу, вбитую в стену. Для страховки или отдыха позади него должен находиться стул.

Научить больного стоять — важный и ответственный этап в лечении. Не торопитесь переходить к следующим упражнениям, пока больной не научится самостоятельно, без вашей помощи, уверенно чувствовать себя на ногах. Если вы поспешите, то следующий этап может неоправданно затянуться.

Обучение передвижению следует начинать с упражнения «ходьба на месте». Затем больной должен учиться ходить вперед, назад, боком вдоль кровати или стола. Все это он должен делать, держась за прикроватную раму или за стол. В дальнейшем начинают обучать больного передвигаться и без помощи этих опор, но с поддержкой.

В ходе восстановления в первое время больной при передвижении пользуется трех- или четырехопорным костылем, затем палкой. При обучении ходьбе следует обращать внимание на положение стопы, проверять устойчивость больного, следить, чтобы он достаточно сильно сгибал ногу в тазобедренном и коленном суставе, не заносил ее в сторону, не задевал носком пол и правильно ставил стопу.

Больному необходимо постепенно напоминать, что он должен стремиться работать паретичной рукой, брать в руки предметы домашнего обихода, перекладывать их, пытаться листать книгу, закручивать и раскручивать винты с гайками (лучше пластмассовые из детских конструкторов, так как они крупнее и легче). В дальнейшем больного следует учить застегивать и расстегивать паретичной рукой пуговицы, развязывать ленты, пользоваться застежкой «молния», одевать рубашку, мешать ложкой чай, брать хлеб. При хорошем восстановлении движений руки переходят к обучению более сложным действиям: письму, печатанию на машинке, вышиванию, вязанию.

Каждого больного, даже при медленном и недостаточном восстановлении движений паретичной руки, можно обучить выполнению самых необходимых бытовых навыков: открывать и закрывать ключом дверь, пользоваться водопроводным краном и туалетом, чистить зубы, бриться, зажигать свет и газ.

Врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине Диченская И.И.

Рейтинг

image_pdfimage_print
Опросы:

Нравится ли Вам новый сайт ЦГБ?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...